Кармен_афиша«Кармен» – второй спектакль театрального агентства «Бал Аст» под руководством актрисы Ирины Апексимовой. Пару лет назад она решила завязать с принесшими ей известность, но наскучившими телесериалами и уговорила Романа Виктюка возобновить для нее спектакль «Наш Декамерон», который режиссер в перестроечные годы ставил с Татьяной Догилевой. Ремейк  имел успех у зрителей. И тогда продюсер Апексимова уговорила режиссера решиться на следующий шаг и поставить уже специально для актрисы Апексимовой новый спектакль. В нем обязательно должна была быть страсть, любовь, смерть, яркие краски и громкая музыка – все то, что так любят режиссер и актриса. «Кармен» в таком случае – идеальный выбор. Правда, Роман Виктюк решил инсценировать не новеллу Проспера Мериме, а поэтическую пьесу Людмилы Улицкой «Хосе, Кармен и Смерть».
Действие начинается с того, что режиссер озвучивает эпиграф, предпосланный Мериме к своему тексту: «Всякая женщина — зло, но дважды бывает хорошей: или на ложе любви, или на смертном одре». Этими же словами оно и заканчивается — но только на этот раз постановщик ставит под изречением собственную подпись: «Роман Виктюк, режиссер». Жанр спектакля сам Роман Виктюк определяет как «пластико-драматический».
Особенно хороши в «Кармен» мужики: узкие бедра, подчеркнутые талии, рельефная игра мышц по обнаженным торсам… Не делая в афише никаких специальных заявлений относительно мужского стриптиза, Виктюк ясно показывает: вот примерно так должен выглядеть самец человека.
Основных самцов в «Кармен» двое. Оба — Хосе. Один,  Хосе-солдат (Дмитрий Жойдик). Второй — неожиданно чернокожий — Хосе-любовник (Диллон Олойеде). По мнению Романа Григорьевича, солдат и любовник -ипостаси несовместные, в едином теле они сосуществовать не могут. Как только герой начинает разрываться между чувством и долгом, на сцене происходит буквальное раздвоение, и Хосе меняет цвет. Здесь есть и накачанный бык (Евгений Аксенов), и хрупкий тореадор (Дмитрий Мирон): приревновав к нему героиню, Хосе прикончит ее символическим ударом пустой руки. Потом будет много метафор: Хосе-солдата среди прочих будет расстреливать и Хосе-любовник. Зато на носилки уложат обоих — и тому, и другому накроют лица красным тюлем.
Мериме, как известно, был критическим реалистом. Улицкая и Виктюк раскрутили его сюжет в историю, полную мистики и колдовства. У Кармен есть подруга-ведьма (вся в черном), к которой периодически заглядывает в гости Смерть (вся в белом), ведьма даже жертвует собой, чтобы хоть на время отвести удар от товарки.
Расстрелу предшествует красота. Ее в спектакле, по виктюковскому обыкновению, много: красоту обозначают и задник с изображением вскрытого человеческого тела, и марширующие по сцене юноши в коротких френчиках, и Ирина Апексимова.
Вот в финале вышла, загребая ногами, Смерть, пробурчала обиженно: «Говорят, любовь сильнее смерти. Да что бы эта любовь без меня делала?..» — и воскрес на секунду настоящий Виктюк — тот, кто умеет самую умную и тонкую вещь преподать шутя, легко.

ФОТО

ВИДЕО

 

Написать отзыв

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>